«Я убежден, что сознание и человеческая психика — это что-то гораздо большее, нежели случайные продукты физиологических процессов в мозге; они представляют собой отражение космического разума, который пронизывает все сущее. Мы не просто биологические машины и высокоразвитые животные, но и безграничные поля сознания, превосходящие пространство и время».
Станислав Гроф
Сегодняшняя статья посвящена автору метода холотропного дыхания Станиславу Грофу – психологу и психотерапевту, исследователю глубин человеческой психики, одному из создателей трансперсональной психологии.
Начало его профессиональной жизни складывалось вполне традиционно: после окончания медицинского университета в Праге, Станислав какое-то время работал психотерапевтом в русле традиционного психоанализа. Однако достаточно быстро его настигло разочарование: метод практически не затрагивал глубокие пласты психики, его результаты были поверхностны и недолговечны. Гроф понял, что необходимо искать другие, более действенные способы терапии.
Начало его профессиональной жизни складывалось вполне традиционно: после окончания медицинского университета в Праге, Станислав какое-то время работал психотерапевтом в русле традиционного психоанализа. Однако достаточно быстро его настигло разочарование: метод практически не затрагивал глубокие пласты психики, его результаты были поверхностны и недолговечны. Гроф понял, что необходимо искать другие, более действенные способы терапии.
Примерно в это же время в университет, где он работал, поступили для исследования образцы экспериментального вещества ЛСД-25. Необходимо было определить специфику действия вещества и возможность его использования в медицинских целях, и Гроф стал одним из первых испытателей препарата. Эти исследования и переживания, которые он испытал в процессе, произвели на него огромное впечатление и перевернули его мировоззрение:
«Мой первый сеанс с ЛСД радикально изменил мою личную и профессиональную жизнь. Я пережил удивительную встречу с собственным бессознательным, и этот опыт сразу же затмил весь мой предыдущий интерес к фрейдистскому психоанализу. Мне открылось фантастическое зрелище красочных видений, как абстрактных и геометрических, так и наполненных символическим смыслом. Я ощутил наплыв эмоций такой силы, какая мне и не снилась… Божественное предстало передо мной и завладело моей жизнью в современной лаборатории, во время серьезного научного эксперимента, проводимого в коммунистической стране с веществом, полученным химиком двадцатого столетия. Я вышел из этого переживания взволнованным до глубины души».
Расширенные состояния сознания, возникающие при использовании психоактивных веществ, давали возможность выйти за пределы обыденного рассудка и привычного восприятия себя, прикоснуться к истокам, причинам и смыслам человеческого существа и посмотреть на свою текущую ситуацию с совершенно иной точки зрения.
Это открывало абсолютно новые перспективы для психотерапии, однако некоторое время спустя использование ЛСД было запрещено, и Станиславу пришлось искать альтернативные возможности погружения в измененные состояния сознания.
Он обратился к опыту древних цивилизаций и первобытных сообществ, широко использовавших подобные состояния в ритуальных целях и целительстве. Из обширного спектра «технологий священного» (песнопения, ритмичные танцы, уединение, голодание и т.д.), он остановился на особых формах дыхания, которые применялись практически всеми традиционными культурами. Исследовав и переработав их опыт, Гроф разработал собственную технологию погружения, которую назвал «холотропное (т.е. ведущее к целостности) дыхание». Метод сочетал в себе интенсивное ускоренное дыхание, музыку и работу с телом. Он оказался результативным, удобным и достаточно простым - не требовал от участников никакой предварительной подготовки и опыта дыхательных практик, при этом давал доступ к тому же спектру переживаний, но без использования психоделиков.
Гроф начал использовать измененные состояния сознания для лечения широкого спектра проблем – от депрессий, неврозов и разного рода зависимостей, до облегчения страданий умирающих онкологических больных. Эффективность метода оказалась очень высока. Гроф писал:
Это открывало абсолютно новые перспективы для психотерапии, однако некоторое время спустя использование ЛСД было запрещено, и Станиславу пришлось искать альтернативные возможности погружения в измененные состояния сознания.
Он обратился к опыту древних цивилизаций и первобытных сообществ, широко использовавших подобные состояния в ритуальных целях и целительстве. Из обширного спектра «технологий священного» (песнопения, ритмичные танцы, уединение, голодание и т.д.), он остановился на особых формах дыхания, которые применялись практически всеми традиционными культурами. Исследовав и переработав их опыт, Гроф разработал собственную технологию погружения, которую назвал «холотропное (т.е. ведущее к целостности) дыхание». Метод сочетал в себе интенсивное ускоренное дыхание, музыку и работу с телом. Он оказался результативным, удобным и достаточно простым - не требовал от участников никакой предварительной подготовки и опыта дыхательных практик, при этом давал доступ к тому же спектру переживаний, но без использования психоделиков.
Гроф начал использовать измененные состояния сознания для лечения широкого спектра проблем – от депрессий, неврозов и разного рода зависимостей, до облегчения страданий умирающих онкологических больных. Эффективность метода оказалась очень высока. Гроф писал:
«Терапевтические результаты превосходят все, что я когда-либо наблюдал: тяжелые симптомы, не поддававшиеся традиционному лечению на протяжении месяцев или даже лет, часто исчезали после сеанса в результате таких переживаний, как психологические смерть и возрождение, чувства космического единства, а также последовательности событий, которые пациенты описывали как воспоминания прошлых жизней».
Спустя некоторое время, холотропное дыхание было признано медицинским сообществом как один из официальных методов психотерапии.
За время работы психотерапевтом Станислав Гроф провел сотни сеансов холотропного дыхания, усовершенствовал и детально разработал технологию дыхательной сессии, написал множество научных статей и книг для широкого круга читателей.
Его исследования совершили революцию в представлениях традиционной психологии о границах, содержании и возможностях человеческой психики. Они убедительно говорят о том, что помимо обычных воспоминаний о сознательном периоде жизни, у нас имеется глубинная память, которая содержит воспоминания, относящиеся к младенчеству, процессу рождения и жизни в утробе матери, и даже трансперсональные (выходящие за масштаб конкретного человека) переживания – память о других формах жизни, иных воплощениях, архетипические переживания и т.д. Эти пласты психики оказывают огромное воздействие на характер человека, его поведенческие реакции, и во многом определяют его жизненный сценарий. Повторное проживание этих диапазонов, выведение их на уровень осознавания в процессе глубинного самоисследования в холотропной сессии, имеет огромный целительный потенциал, способствует не только освобождению человека от имеющихся психологических проблем, но и его развитию и становлению как духовного существа.
Подводя итог краткому знакомству с деятельностью Грофа, можно сказать, что одним из важнейших результатов его работы стало рождение «сверхгуманистического» направления в психотерапии. В отличие от узкого сугубо материалистического взгляда традиционной медицины на психику человека и общепринятой практики подавления любых, считающихся отклонением от нормы, проявлений ее активности, «сверхгуманистическая» психология рассматривает человека как существенно более масштабное явление, выходящее далеко за границы физического тела, деятельности рассудка и простейших эмоций. Человеку, как явлению космического масштаба, движимому его смыслом и предназначением, необходима совершенно иного рода психологическая помощь:
Его исследования совершили революцию в представлениях традиционной психологии о границах, содержании и возможностях человеческой психики. Они убедительно говорят о том, что помимо обычных воспоминаний о сознательном периоде жизни, у нас имеется глубинная память, которая содержит воспоминания, относящиеся к младенчеству, процессу рождения и жизни в утробе матери, и даже трансперсональные (выходящие за масштаб конкретного человека) переживания – память о других формах жизни, иных воплощениях, архетипические переживания и т.д. Эти пласты психики оказывают огромное воздействие на характер человека, его поведенческие реакции, и во многом определяют его жизненный сценарий. Повторное проживание этих диапазонов, выведение их на уровень осознавания в процессе глубинного самоисследования в холотропной сессии, имеет огромный целительный потенциал, способствует не только освобождению человека от имеющихся психологических проблем, но и его развитию и становлению как духовного существа.
Подводя итог краткому знакомству с деятельностью Грофа, можно сказать, что одним из важнейших результатов его работы стало рождение «сверхгуманистического» направления в психотерапии. В отличие от узкого сугубо материалистического взгляда традиционной медицины на психику человека и общепринятой практики подавления любых, считающихся отклонением от нормы, проявлений ее активности, «сверхгуманистическая» психология рассматривает человека как существенно более масштабное явление, выходящее далеко за границы физического тела, деятельности рассудка и простейших эмоций. Человеку, как явлению космического масштаба, движимому его смыслом и предназначением, необходима совершенно иного рода психологическая помощь:
«Многие необычные состояния разума, которые традиционная психиатрия диагностирует как психические заболевания, на самом деле представляют собой кризисы трансформации личности или духовные кризисы. Если подобные состояния разума правильно поняты и поддержаны, а не подавлены стандартами психиатрической рутины, то они могут стать целительными, могут оказать благотворное воздействие на людей, переживших их. Важно понимать, что даже самые драматичные и трудные эпизоды духовного кризиса представляют собой естественные стадии духовного раскрытия. Активация психики, характерная для таких кризисов, включает в себя радикальное прояснение различных старых травматических воспоминаний и впечатлений. Этот процесс является потенциально целительным и преображающим по самой своей природе. Подобные состояния были бы не только приемлемыми, но и желательными в эмпирической психотерапии, проводимой под опытным руководством»,
Станислав Гроф.